Однажды известный актер, писатель и шоумен Стив Харви, объявляя результаты на конкурсе «Мисс Вселенная — 2015», перепутал призовые места, и на глазах шокированной публики корону пришлось снять с одной девушки и отдать другой. Этим скандал не закончился: принося публичные извинения в соцсетях, Стив допустил ошибки в написании названий стран обеих победительниц, чем вызвал еще больший гнев публики.
Казалось бы, это конец. Позор на весь мир, от которого не отмыться. Стоп карьере, изгнание и забвение.
А теперь факты: в течение двух лет после этого инцидента компания IMG заключила с Харви контракт о продюсировании нового ток-шоу в Лос-Анджелесе совместно с NBC Universal. Стив Харви снялся в сериале «Стив» и стал соавтором и продюсером другого сериала. Он создал бренд SHG и собственную производственную компанию Harvey для разработки цифрового контента, фильмов и телевидения. Его именем назвали улицу, на которой он жил в детстве с семьей в Кливленде, Огайо.
Что произошло? Эффект привлечения внимания — неважно, со знаком «плюс» или «минус». Мы живем в ситуации, где избыточное внимание одних (зрители, пользователи сети) превращается в огромные доходы других (блогеры, селебрити, крупные бренды).
Понятие «экономика внимания» (attention economy) ввел физик и экономист Майкл Голдхабер еще в 1997 году, выступая на конференции по экономике цифровой информации.
Основная идея экономики внимания — конвертировать внимание в прямой или косвенный доход с помощью использования цифровых платформ и технологий.
С началом информационной эры за внимание людей стали бороться и бизнес, и медиа, и власти. Экономисты называют внимание «новая нефть».
И действительно, раньше дефицитным ресурсом были земля, вода и другие природные ресурсы. Их важно было грамотно распределить. Сегодня к ним добавилось внимание людей: оно является дефицитным и при этом значимым. То есть, информация перестала быть ценностью; ценностью стало внимание. За него развернулась основная борьба.
В этой борьбе все средства хороши. Например, соцсети используют методы, аналогичные методам игорного бизнеса, чтобы удерживать пользователей на своих площадках. Об этом пишет Н. Д. Шулль в книге «Проектируя зависимость» (Addiction by Design).
Нужно заставить пользователя возвращаться в свою ленту как можно чаще. Для этого был разработан настолько эффективный арсенал технологий, что они вполне сравнимы с игорным бизнесом.
Листая ленту соцсети, мы попадаем в своеобразные «игровые петли» (ludic loops) — повторяющиеся циклы, которые можно разложить на четыре этапа:
— неопределенность,
— предвкушение,
— ответная реакция,
— символическая награда, достаточная для того, чтобы заставить вас пройти еще один цикл.
Если же вы собираетесь закрыть, закончить цикл, чтобы уйти, вас начинают заваливать сообщениями или бонусными предложениями, чтобы вернуть обратно.
А дальше – дело за малым. Вы оставляете цифорвой след. Его изучают, накапливая психографические профайлы каждого человека, и используют для монетизации через таргетированную рекламу.
Внимание – валюта нового времени. Притягивать внимание, обмениваться вниманием – это экономически важные навыки. Как освоить принципы экономики внимания?
Исходя из этимологии слова, нужно научиться внимать — «быть восприимчивым, уметь проникать, тонко отзываться».
С другой стороны, нужно уметь «брать»: на старорусском глагол «имати» – это «брать», «иметь» (отсюда «внимать»).
Также, для выживания в экономике внимания, нужно уметь проводить цифровой детокс – временный отдых от гаджетов и информации. И развивать навыки критического мышления, вырабатывая иммунитет к ненужной информации и избирательность в ее потреблении.
Ольга Зродникова