
Есть очень простое объяснение, кто такой лидер. Если на каком-то тренинге нужно работать в подгруппах, то тренер может или «разделить людей на группы» или «объединить в группы». Так вот, лидер – объединяет. Суть та же, отношение – разное.
Лидер координирует слаженную работу системы (стаи, организации, войска). С одной стороны, он контролирует части «организма», а с другой стороны, поддерживает их автономность и самостоятельную работу. Роль лидера — делегировать и направлять действия других людей.
Лидерство выросло исторически, как эволюционное преимущество. Например, у животных: если стая с иерархической структурой действует слаженно, как единое целое, тогда и качество жизни каждой особи улучшается. Но в животном мире таких структур не много, т.к. для этого нужен достаточно развитый мозг. Иерархия существует, например, в стаях слонов, гиен, сурикатов, дельфинов, обезьян.
Подобно сложной организации, мозг имеет множество отделов с разными функциями. И главный управляющий в этом оркестре — лобные доли, которые эволюционно сформировались позднее прочих. Предвидение, планирование целей, принятие решений, анализ, познавательная деятельность — все это присуще только этому, специфически «человеческому» компоненту мозга.

Возможно, отсюда и выражение «без царя в голове», которое описывает поведение человека с повреждением лобных долей: потеря познавательных способностей, рассеянность, неспособность целостно мыслить. Более того, существует идея Джулиана Джейнса, что первобытные люди, воспринимая внутренние управляющие команды, ошибочно принимали их за голоса богов. Суть его «теории происхождения сознания» можно передать словами «разум начался, когда боги прекратили разговаривать».
Поэтому, вероятно, в английском языке сейчас слово «висок» — temple – имеет также значение «храм». Получается, что зарождение управляющих функций мозга во время развития человеческой цивилизации могло повлиять и на религиозные верования.
Итак, мозг способен к лидерству благодаря эволюционному развитию.
Но также существует несколько программ, которые «вшиты» в наш мозг умолчанию. Это программы подчинения; программы стремления к независимости и свободе, и программа лидерства.
На чем основаны эти «заводские прошивки»?
1. Физическая сила, размер: отсюда стремление быть большим – троны, постаменты, высокие головные уборы, одежды, визуально увеличивающие объем в пространстве. Часто происходит физическая борьба за лидерство. Чем «моложе» вид на планете, чем короче его история, — тем больше агрессии в этой борьбе. У человека в этом смысле борьба за лидерство гораздо жестче, чем у более древних видов – слонов, дельфинов, где правит мудрая старая самка.
2. Уровень агрессивности: здесь играют роль как гормоны стресса – кортизол, адреналин, норадреналин, так и половые гормоны, в т.ч. феромоны. Важную роль играет баланс нейромедиаторов в мозге и гормональный фон. Стремление к лидерству поддерживается веществами, связанными со стрессом (адреналин, кортизол) и медиаторами (дофамин, серотонин).
3. Индивидуальный опыт побед и поражений. И это хорошая новость: даже если ты не самый большой и сильный, можно натренировать уверенность в себе, своих силах (работая с более слабыми противниками и получая дофаминовое подкрепление от своих побед). И тогда, придя в новый коллектив, ты будешь транслировать эту уверенность так, что все признают твое лидерство. Возможно, в человеческой среде это самое важное.
И в подтверждение этой мысли — слова Элеоноры Рузвельт: «Чтобы управлять собой, используйте голову. Для управления другими используйте сердце».
Ольга Зродникова