Культура производства: белые углы или белые нитки?

Последние новости

Каким бы прекрасным и правильным ни был план, исполнение может убить всю задумку.
Почему по одному и тому же чертежу получаются изделия очень разного качества? От чего оно зависит?
Давайте посмотрим на неочевидные причины, а именно – на условия труда.

Известное высказывание Генри Форда о том, что «если красить углы цехов белой краской – то машины выходят лучше» — это отличная иллюстрация того, как ценности базового уровня (бежевого по спиральной динамике) могут влиять на всё производство в целом. Этому есть множество исторических примеров. Вот один, из советских времен.

Знаменитый конструктор артиллерийских систем Василий Грабин в конце 1930-х годов столкнулся с проблемой недостаточного качества производства на оборонных заводах, где царило разгильдяйство и недостаточное внимание к технологическим процессам.

Грабин задался целью создать эталонные образцы орудий, собрав их из самых лучших деталей. Но из сотни изготовленных орудий не удалось собрать даже три эталона, полностью соответствующих чертежам конструкторов. Остальное было браком, либо «условно годным».

Стали думать, что можно изменить. Грабин решил начать с изменения культуры производства. «Когда слесарь держит в руках надорванный и заляпанный маслом чертеж — деталь отчего-то тоже выходит не лучшего качества». Поменяли условия труда: перевели работников в новые светлые помещения с большими окнами, убрали мусор из шкафчиков, выбросили хлам. Простой факт того, что людям стало приятнее работать позволил резко улучшить качество изделий.

Еще несколько примеров, когда внимание к ‘бежевым’ ценностям сыграло как game-changer (то есть то, что меняет ход игры, поворотный момент):
• Авиаконструктор Яковлев приказал настелить дощатые полы в цехах. Для производства самолета это было не нужно, подошел бы и земляной пол. Но — в чистом и уютном цеху качество производимых машин удивительным образом улучшалось.
• Раньше на крупных российских предприятиях частенько проводились субботники, где все работники сажали цветы и благоустраивали территорию. Казалось бы, при чем здесь цветы, если это тракторный завод? Но красота по пути на работу – это правильный настрой на весь день.
• Став руководителем Автоваза, Бу Андерссон первым делом взялся не за машины. Он начал с мусорок, установив мусорные корзины с вкладными мусорными пакетами. Порядок в малом – другое отношение к работе – другое качество продукции.
• Генри Форд придумал красить углы цехов белой краской, чтобы в них не копился хлам. Так, постепенно, воспитывалось качественное, уважительное и добросовестное отношение рабочих к своей работе и ее плодам.

Почему важно уделять внимание и вкладываться в то, что в явном виде не влияет на производство?

Во-первых, это инвестиции в основу будущего процветания. Изменение условий труда (и жизни) в лучшую сторону не только улучшает общий настрой и состояние, но неосознанно вызывает у людей внутреннее чувство благодарности. Ведь таким образом затрагиваются и «закрываются» самые глубокие страхи человека, связанные с выживанием, страхом смерти и базовыми нуждами. Вы как бы показываете человеку, «ты – в безопасности, о тебе заботятся».

Во-вторых, это всегда приводит к улучшению показателей производства. Как мы видим из примеров выше, пристальное внимание к тому, в каких условиях работают люди, запускает цепочку: «приятно находиться на рабочем месте – хорошее отношение к работе – самоуважение – ответственность за качественный результат».

В-третьих, дисциплина. Чистый стол, отсутствие мусора, униформа, привычка убирать за собой – всё это качества, которые не только дают лучшие результаты, но и содействуют внутреннему росту. Видя общее неравнодушие к порядку и желанию улучшить рабочее окружение, ваши работники получат больше, чем на тренингах личностного роста. Тогда качество не «шито белыми нитками», а является естественным продолжением заботы и уважения к себе и своему труду.

Ольга Зродникова

Новое