1.Кто такой ментор
Ментор – опытный и профессиональный наставник, ранее – предприниматель или топ-менеджер, который (исходя из своего опыта, компетенций, контактов) помогает менти развивать свой бизнес, на договорной, платной основе.
2.Что есть менторинг
Работа двух партнеров, один из которых более опытный и с широким взглядом, а другой более деятельный, влиятельный и сконцентрированный в своем бизнесе. Цель – развить видение и бизнес менти, и поддержать темп развития, внедрения изменений. В стиле «давай вместе подумаем, как ты сможешь это сделать в своем бизнесе».
Работа длится (оптимально) – год.
Отличается от коучинга, где вся работа сосредоточена с одной головой заказчика и нет погружения в организационную систему/среду.
Отличается от консалтинга, где консультант предлагает (на утверждение) разработанный проект (не факт, что из своего опыта) для последующего внедрения под руководством консультанта ( а заказчик как бы чуть в стороне).
3.Какая технология менторинга
Включает совокупность шагов:
1.Само-осознание и позиционирование ментора, с какими темами и запросами, типами и стадиями развития компаний, личностями основателей он может/готов работать.
2.Предварительное (маркетинговое) знакомство ментора и менти.
3.Уточнение запроса менти и «проверка на достоверность». Не факт, что слова первичного запроса будут характеризовать истинные потребности/интересы ради, которых менти готов сотрудничать (дополнительно напрягаться)
4.Сверка с возможностями ментора и подтверждение, что менти это понимает, принимает. ПО результатам п.3,4 оба одинаково (на сколько это возможно) понимают ожидания от совместной работы. И кое какие детали дорабатываются на следующей стадии – контрактации.
5.Контракт, включает формулирование целей, формы взаимодействия, сроков и периодичности работы, ограничений, вознаграждения. Подписание NDA.
6.Изучение ментором компании и ключевых руководителей, специалистов (очно и дистанционно) по вере возможностей и договоренностей. По компании изучается: кто клиент (сегментация ЦА), какой продукт, кто (и с чем) конкуренты, ключевые поставщики, внешние стейкхолдеры и инвесторы, стратегия роста/развития, воронка продаж, фин.модель, стадия зрелости продукта / технологии / производственных процессов, ключевые ресурсы/активы, проблематика. По людям изучается: тип корпоративной культуры, мотивация и компетенции ключевых лиц, стиль целеполагания и управления, серые зоны по видению бизнеса и функциональным компетенциям.
Возможно, что п.5 и 6 проходят параллельно.
7.Серия менторских сессий (2-4 раза в
месяц).
Ментор примерно составляет план/карту по каким темам и в каком приоритете
начнется работа с менти. По ходу все это, конечно, сильно скорректируется, в
т.ч. за счет текущих/возникших запросов менти.
Сессии могут проходить по (очень) примерному сценарию, включая вопросы:
- Уточнить в чем фокус на текущую встречу и (если нужно) уточнить, скорректировать фокус по видению ментора. Держать фокус на главных вещах (в зависимости от рынка и компании) функция ментора.
- Определить тайминг встречи.
- Разобрать, оценить прогресс с прошлой встречи (в т.ч. по метрикам, если они уже заданы)
- Поработать с фокусным вопросом текущей сессии. Дать объемное, структурное, типовое видение / знание из опыта и знаний ментора. Переформулировать 1 общий вопрос на серию более точечных – включить работу менти. Обсудить вместе варианты, их плюсы\минусы, ограничения и ресурсы. Простимулировать менти принять решение и ответственность.
- После принятия решения обсудить укрупненный план его реализации. Возможно понадобится детализация, тогда это лучше (до)делать после сессии в рабочем контакте.
- Завершить сессию резюмированием результатов, новых решений и планов.
Вопрос, не всегда может решаться в одной сессии. Может потребоваться дополнительная информации с рынка, из компании или из источников/контактов ментора. Тогда, вопрос может «скользить» через несколько сессий, вставая в параллель с другими (актуализированными в текущий момент времени). Главное, что бы таких параллельных вопросов не становилось слишком много (управленческая незавершенка).
8.В промежутках м.д. сессиями происходит общение по мере необходимости, по инициативе любой стороны или по договоренности (с сессии). Созвониться на непродолжительное время, что то уточнить, спросить, проверить и т.п.. Возможны контакты с отдельными сотрудниками компании менти. Но такие контакты д.б. содержательно-необходимы и согласованы с менти (как хозяином фирмы и работодателем).
9.Финальная сессия и «закрытие»
контракта. Подводятся итоги работы, что получилось, что было изменено, что не
получилось, разбор причин что «полетело» и что нет. Обмен благодарностями за
совместный опыт, работу и обучение (ведь и ментор в этом процессе тоже учится).
Фиксация «твердых значений» достигнутых результатов и (возможной success fee).
Ментору, желательно оставить открытое предложение/возможности, которые м.б.
потребоваться менти / компании в будущем.
4.Какая схема вознаграждения ментора
Основная
часть — фиксированная, в примерном размере от 500 тыс. до 2 млн.руб. в
расчете на год. Для стартапов ранней стадии м.б. другие цифры и условия.
Выплаты м.б. разными частями, оптимально периодами по 3 мес.
В ряде случаев м.б. договоренность о вознаграждении за успех (success fee).
Например, если за год рост составил Х и превысил некое пороговое значение Y, то success fee составит Z. По моему мнению, ориентир м.б. на уровне 10% от прироста EBITDA.
Сергей Елисеев, ментор, независимый директор, интерим-менеджер