Психология вождения: как сохранять спокойствие за рулем?

Последние новости

Причин для конфликтов на дороге может быть множество: выезд из другого ряда, перестроение без поворотников. Поведение при агрессии за рулем обсудим в статье.

Агрессивное вождение трудно поддается количественной оценке, так как не является напрямую причиной травм и смертности на дорогах. Но имеющаяся статистика ААА (Американской автомобильной ассоциации) красноречиво говорит о распространенности этого феномена:

  • 78% водителей подтвердили, что за последний месяц во время вождения они испытывали высокий уровень гнева, агрессию или ярость.

Согласно исследованию одного из сервисов каршеринга, в России статистика схожая:

  • 70% российских водителей подтвердили, что хотя бы раз сталкивались с агрессией со стороны других водителей.
  • 43% были вовлечены в словесный конфликт, 46% преследовались другим водителем.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ АГРЕССИЯ ЗА РУЛЕМ? ROAD RAGE

Понятие «агрессивное вождение» впервые появилось в США в 1987 г. как термин Road Rage («дорожная ярость»). В конце 1990-х Road Rage даже хотели внести в международную классификацию болезней, но от идеи отказались. Исследования Национального института Психического здоровья США выявили, что вспышки гнева за рулём – сложное явление, и могут быть спровоцированы рядом факторов, в т.ч. и другими заболеваниями.

Дорожная Ярость может проявляться, как опасное вождение и небезопасное поведение за рулем:

  • «шашки» – серия обгонов-опережений с многочисленными перестроениями из одного ряда в другой без снижения скорости;
  • проезд «вне очереди» – объезд пробки по встречной или по обочине, вклинивание в плотный поток машин в соседнем ряду;
  • проезд перекрестков с резким ускорением на последних секундах разрешающего сигнала или на красный свет;
  • следование за впереди идущим автомобилем «на хвосте», мигание дальним светом;
  • смена полосы без включения сигналов поворотника;
  • препятствие обгону превышение скорости при попытке другого транспортного средства предпринять обгон;
  • отказ уступить дорогу.

И как агрессивное поведение, направленное на другого водителя:

  • «соревнование» – обгон в ответ на обгон;
  • «воспитание» – резкое перестроение, «подрезание», торможение, уменьшение бокового интервала в ответ на маневры других водителей;
  • чрезмерное использование клаксона;
  • демонстрация непристойных жестов, крики и ругань;
  • бросание предметов;
  • таран другой машины, боковой удар;
  • запугивание и преследование;
  • вынуждение водителя съехать с дороги;
  • нападение, намерение причинить физический и материальный вред, насильственные действия, порча автомобиля.

КАК И ЧЕМ ЗАПУСКАЕТСЯ НАШ ГНЕВ?  

Часто мы связываем гнев непосредственно с внешним событием «пробки вывели меня из себя», но эта неприятная яркая эмоция возникает в результате взаимодействия нескольких факторов: триггера, его интерпретации человеком, состояния человека в этот момент.

Триггер — спусковой курок. Как правило, это что-то, что произошло непосредственно перед появлением гнева. На дорогах чаще всего это действия других водителей (медленная скорость, ошибки, опасное вождение, нарушение правил), проявление неуважения или враждебности.

Этот триггер запускает в нас первичную эмоциональную реакцию – чувство гнева. Это естественная и в основном автоматическая реакция нашей психики и тела на небезопасность, угрозу, страх, обиду, несправедливость, на что-то, от чего нужно защищаться, и что требует внимания. И эту первичную реакцию мы не можем контролировать.

«Разгон» нашему гневу дает второй фактор – наша интерпретация триггера. Предположения, оценка ситуации. На этом этапе мы выдаем вторичную эмоциональную реакцию, когда мы додумываем («Он делает это специально», «Это провокация!»), катастрофизируем, раздуваем ситуацию («Весь день теперь испорчен»), обобщаем («Ведет себя как все идиоты на BMW»), навешиваем на людей провокационные ярлыки («Ну конечно, баба за рулем» «Золотая молодёжь»). Так мы «разгоняем» нашу злость.

Плодородной «почвой» для подобных интерпретаций является наше состояние перед инцидентом. Когда мы плохо спали, голодны, устали, испытывали длительный стресс и неудачи в важных сферах жизни, находимся в ссоре с близким человеком, мы будем намного чувствительнее к любому триггеру.

Есть и другие факторы, которые также вносят свой вклад в то, как ярко будет проявляться агрессия за рулем.

Личностные факторы:

  • Некоторые люди действительно более вспыльчивые, чем другие. Есть те, кто хронически раздражителен и сварлив. Многие, кто наиболее агрессивно ведут себя на дорогах, являются лицами, для которых агрессия (в т.ч. агрессия криминального характера) является привычным поведением.
  • Импульсивность и недостаток навыка эмоциональной регуляции, осознанности. Сниженные навыки урегулирования конфликтных ситуаций; тяга к чрезмерной конкуренции.
  • Психические отклонения и расстройства поведения: пережитая недавно травма, проблемы с алкоголем или наркотиками повышают вероятность возникновения ярости на дороге.
  • Физиология. Вероятность агрессивного поведения выше в период гормональной перестройки организма.
  • Негативные установки по отношению к той или иной группе людей. Водители могут разделять других участников движения на «приятных» и «неприятных», «чужих» и «своих», поддаваясь влиянию стереотипов (разделение по маркам, гендерные стереотипы, эйджизм и т.д.)
  • Несогласие с правилами. Когда, например, на трассе водители держат скорость +19 км/ч к максимально разрешенной. Если представления двух водителей о том, как быстро нужно ехать, не совпадают, растет потенциал для конфликта.

Анонимность ситуации

  • Вряд ли на улице мы обрушим гнев на человека, который случайно задел нас плечом, проходя мимо или резко остановился, или шел слишком медленно. Внутри автомобиля появляется иллюзия защищенности и безопасности.

Внешние триггеры 

  • Дополнительный ситуативный стресс. Пробки, дорожные работы, медлительные водители, плохое качество дорог, путаница со знаками заставляют людей раздражаться, как и любые другие задержки. Фрустрация (когда удовлетворение наших потребностей сталкивается с препятствием) всегда усиливает агрессию.
  • Физические факторы (шум, жара, осадки и т.п.) также не улучшают наше состояние, повышая реактивность.

Социальные факторы

  • Агрессивность общества. Многие пользователи дорог достигли положения в жизни путем игнорирования или обхода правил, принятия на себя рисков при высоком уровне конкурентоспособности. Водители, например, не занимают место в очереди медленно движущихся автомобилей, а выезжают на полосу встречного движения/обочину и продвигаются по ней «до победного», обогнав за это время 30+ автомашин и тем самым, вызвав раздражение, у 30+ водителей.
  • Низкий уровень культуры и воспитания также часто не дает некоторым водителям в моменте понять абсурдность и негативность своего агрессивного поведения. 
  • Влияние СМИ, рекламы, игр и фильмов. На водителей может оказывать опосредованное влияние просмотр новостей, видеоигр и фильмов о гонках, передач и даже рекламы автомобилей с элементами агрессии. Безусловно, влияние этих факторов на агрессивность – неоднозначное явление, требующее детального и индивидуального рассмотрения в каждом конкретном случае.

Как же выглядит в итоге цикл агрессии за рулем?

Триггер => интерпретация, подпитанная нашим состоянием и подкрепленная внутренними и внешними факторами => поведение

Последнее составляющее – это то, что напрямую влияет на дальнейший ход дорожного инцидента: что водитель делает водитель, под воздействием триггера. Одни, глубоко вздохнув, едут дальше по своим делам. Другие посигналят, проорутся и продолжат свой путь. А некоторые будут в бешенстве, решат разобраться и «проучить» нарушителя. Третий вариант часто провоцирует ДТП.

КОГДА АГРЕССИВНЫЙ ВОДИТЕЛЬ – ЭТО ВЫ. ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВОИМ ГНЕВОМ?

  1. Пауза между триггером и реакцией поможет снизить вероятность аффективных действий.
  2. Заметить те чувства, которые находятся «под» гневом – угроза, страх, обида, небезопасность и т.д. Проговорить их вслух или про себя в формате: «я ощущаю страх» «мной ощущается угроза». Также проговариваем свои ощущения в теле («пульс зашкаливает», «кровь пульсирует в висках», «немеют пальцы»). Так вы создаете дистанцию, буквально «отделяете» себя от своих эмоций, снижая тем самым их интенсивность.
  3. Возвращаем себе контроль через тело. Дышим (можно использовать любые дыхательные практики или просто глубоко дышать и не забывать плавно выдыхать), «сканируем» тело на предмет зажатых мышц и пытаемся их расслабить (часто в гневе мы сжимаем челюсть и кулаки, морщим лоб), расправляем плечи. 
  4. Возвращаем себя в реальность, не даем себе уходить в фантазии и интерпретации, «разгоняться». Концентрируемся на органах чувств – сконцентрировать зрение на дорожной обстановке; услышать звук двигателя; заметить тактильные ощущения от соприкосновения с рулем; услышать запахи в салоне; сделать глоток чая, кофе или воды.
  5. Вспоминаем о главной цели поездки – куда вы едете, что планируете делать, когда приедете, что еще у вас в планах?

Остановитесь на заправке или на обочине, если вы почувствуете, что ваше эмоциональное состояние и ваши действия могут подвергнуть риску окружающих. Повторите рекомендованные выше действия уже в статике или подключайте близких, кто сможет поговорить с вами, отвлечь от ситуации и поддержать.

КОГДА ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ С АГРЕССИВНЫМ ВОДИТЕЛЕМ

Если триггером является поведение другого участника дорожного движения, важно помнить, что:

  • Причины агрессивного или странного поведения другого водителя могут быть разными – от невыспанности до экстренных родов жены на пассажирском сиденье, от ошибки из-за отсутствия стажа вождения до психического отклонения. Подобное поведение направлено, как правило, не на вас лично и не всегда является злонамеренным.
  • Поменяйте фокус контроля. Не принимайте неумение других людей справляться с эмоциями на свой счет. Подумайте о дальнейших планах на день, включите любимую музыку и сконцентрируйтесь на дороге.
  • Не поддавайтесь на провокации, не становитесь дорожным хамом в ответ. Помните об изначальной задаче вашей поездки — безопасно прибыть в пункт назначения.
  • Важно не допустить развития неконтролируемой опасной ситуации (неадекватного агрессивного поведения в отношении вас, ДТП). Лучший способ – это избежать или сократить любой контакт с агрессивным водителем. 

Сейчас отовсюду звучат слова о том, как важно понимать и проживать свои эмоции. Здесь важно подчеркнуть: проживание эмоции не означает «дать ход своему аффекту». Вы можете «сохранять лицо», действовать экологично, даже если внутри вас происходят яркие эмоциональные процессы. В этом и заключается навык эмоциональной регуляции, этому важно учиться, в том числе обратившись за помощью к специалисту в области психического здоровья, если вы замечаете проблемы с управлением гневом и не можете справиться самостоятельно.

Мария Ненарокомова
Практикующий психолог, психотерапевт в модальности терапии принятием и ответственности. 13 лет в автомобильной сфере, 5 лет владелец и директор по развитию школы водительского мастерства

Новое