Тренды публичных выступлений в 2024 году

Последние новости

В многообразии коммуникаций и информационных каналов бизнес публичных выступлений трансформируется под воздействием глобальных социальных изменений. Ключевые тенденции последних лет только продолжают набирать обороты в наступившем году: технологизация, демографические сдвиги, требования аутентичности и оригинальности.

Интерактив и виртуальность

   Формат традиционных лекций уступает место эпохе динамичных, захватывающих внимание презентаций. Спикеры все чаще начинают использовать передовые технологии, включающие не только динамичные визуальные эффекты, но и интерактивные форматы, вовлекающие в процесс аудиторию. 

  Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) становятся не новинками, а незаменимыми инструментами, предоставляющими спикерам возможность переносить аудиторию в атмосферу полного погружения. Так в топе ключевых трендов  оказываются гибридные мероприятия, сочетающие в себе физические и виртуальные элементы, позволяя выступающим преодолевать географические границы и охватывать более широкую и разнообразную аудиторию.

Аутентичность и импровизация

   Нарастает актуальность достоверности, как якоря захвата внимания аудитории в какофонии информосреды. Сценарные, отрепетированные речи уходят в прошлое, уступая место подлинному, естественному, импровизированному повествованию. Спикеры все больше используют юмор, проявляют свою индивидуальность, демонстрируют уязвимость, делятся личным опытом, тем самым устанавливая более динамичные связи с аудиторией. Аутентичность и уникальность в стиле выступлений позволяет выразить большую человечность, создать глубокое чувство доверия и авторитета у публики. Сегодня это хедлайнеры среди элементов привлечения и удержания внимания современных слушателей. По словам Елены Сокирянской, основателя экосистемы для созидателей x兀, наступает время прозрачности и соответствия,

одним из основных факторов, оказывающих все большее влияние на доверие к спикеру становятся честность и искренность. Люди хотят видеть и слышать настоящего человека, а не созданный образ. Спикер, который говорит от сердца и не боится быть уязвимым, вызывает большую симпатию и доверие. А вера в то, что ты делаешь, основываясь на своих истинных ценностях и принципах, является ключевым фактором, который помогает завоевать доверие. Истории успеха и неудач, личные примеры позволяют установить более глубокую связь с аудиторией и вдохновить слушателей на достижение своих целей”.

Инклюзивность и практика

 Прогрессивным трендом является и инклюзивность. Значимым становится представительство спикера не только в демографии аудитории, но и принадлежности к сути поднимаемых тем. Все это помогает продемонстрировать свою идентичность, создать ощущение ценности происходящего и атмосферы взаимопонимания.

По словам Михаила Качалкина, эксперта по клиентоцентричным стратегиям для бизнеса, основателя сервисной платформы Sweet-home.life, сегодня в спикерстве наблюдается спрос на лидеров различных отраслей бизнеса — “аудиторией востребованы не теоретики, менторы и наставники, а успешные практики, которые стали красиво и интересно выступать”.

Важно разбирать и демонстрировать реальные кейсы, показывать практические примеры, подходы и результаты”,  — убеждена Татьяна Спурнова, бизнес-ментор, независимый директор и Член Ассоциации независимых директоров.

По мнению руководителя бюро спикеров HUBSpeakers Елены Гришневой, в России спрос на спикеров из числа реальных специалистов будет только расти в 2024 году,

однако из-за большого количества уехавших экспертов, ранее выступавших на профессиональных конференциях, организаторы мероприятий ощущают дефицит.  Из Америки и Европы ораторы больше не приезжают в страну. А в Азии индустрия спикерства недостаточно развита, поэтому приходится находить локальных специалистов, которые не всегда имеют навык публичных выступлений. Усугубляется ситуация тем, что все больше  заявок на выступления поступает от псевдоэкспертов, которые красиво говорят, но имеют свойство приписывать себе несуществующие достижения, преувеличивать доход, предоставлять недостоверные документы об образовании”.

Искусственный интеллект и мультимедиа

    Драйвером перемен выступают технологии, выходя на новый вираж интеграции и в сфере спикерства. Искусственный интеллект (ИИ) предлагает  широкий спектр инструментов генерации и анализа речи, которые обеспечивают детальную персонализированную обратную связь для пользователя. Устройства, исследуют реакцию аудитории в режиме реального времени, позволяя докладчикам динамически адаптировать свою речь в зависимости от динамики вовлеченности. Кроме того, интеграция аналитики на основе искусственного интеллекта дает бесценную информацию, позволяя точно калибровать подход в соответствии с меняющимися предпочтениями аудитории. “Современные инструменты позволяют адаптировать презентации под интересы и потребности аудитории. Мультимедийные элементы делают презентации более динамичными и наглядными. Искусственный интеллект помогает спикерам во всех аспектах создания и проведения презентации. Он предлагает эффективные способы передачи информации, помогает с выбором стратегии”, — отмечает Елена Сокирянская.  

Адаптивность и вовлечение

   Следующий трек в публичных выступлениях — это адаптация к более короткой продолжительности концентрации внимания. В эпоху, когда вовлеченность аудитории является валютой, спикеры должны оперировать короткими сообщениями, чтобы не потерять внимание слушателей. Искусство краткости сегодня становится необходимостью. Яркие вступительные слова, убедительные визуальные эффекты, тонкие метафоры и остроумные анекдоты, становятся не просто стилистическим выбором, а стратегическим императивом для поддержания вовлеченности аудитории на протяжении всей презентации. “В наше время яркие метафоры стали невероятно мощным инструментом коммуникации. Они позволяют нам объединяться быстрее и легче, чем множество слов и аналитических обоснований. Мы можем говорить об эффективности, используя метафоры из нашей повседневной жизни. Например, чтобы объяснить глобальные проблемы, мы можем использовать примеры из нашего обычного быта и привлечь внимание аудитории. А чтобы понять причинно-следственные связи, мы можем использовать примеры из реального мира, которые каждый из нас может легко представить. Даже цифровая экономика может быть объяснена через примеры покупки колбасы. Визуальные образы, создаваемые метафорами, помогают нам лучше понять и запомнить сложные концепции. Они привлекают наше внимание и делают информацию более доступной и удобной для восприятия. Поэтому использование иносказаний в коммуникации становится все более популярным и эффективным способом передачи информации”, — считает Елена Сокирянская.

    Трансформация зрителей в активных участников знаменует собой смену парадигмы ожиданий аудитории. Интерактивные сессии вопросов и ответов из постскриптума перешли в центральную часть выступления, позволяя докладчикам напрямую взаимодействовать с публикой. По словам Елены Сокирянской, «сегодня крайне важно, чтобы каждый был вовлечен в разговор. Даже на вебинаре, где выступает только один эксперт-спикер, ценно, чтобы аудитория также была вовлечена и могла прожить свой собственный опыт через передаваемую информацию. Это возможно, когда вы говорите на языке, понятном вашей аудитории. Важно, чтобы каждый чувствовал себя равным, уважаемым и ценным».

  Опросы и вопросы в режиме реального времени при помощи современных технологий превращают презентации в совместный уникальный опыт, способствующий развитию чувства общности и общего исследования. Это не только дает ораторам ценную информацию, но и создает атмосферу, в которой аудитория чувствует себя не отделенной, а активно вовлеченной в выступление. «Любые интерактивные и живые выступления, мастер-классы, мастермайнды, подразумевающие активное взаимодействие с аудиторией, совместное выполнение заданий, разборы кейсов являются сегодня самыми трендовыми форматами», — отметила Татьяна Спурнова.

     По мнению Михаила Качалкина наиболее востребованными аудиторией темами в 2024 году станут: “Work-life balance как сочетание работы и саморазвития; ментальное здоровье; краткосрочные и долгосрочные стратегии по улучшению качества жизни; адаптация в новых условиях внедрения искусственного интеллекта в креативные и экспертные ниши; развитие альтернативных доходных, но менее рисковых бизнес-моделей, чем рынок ценных бумаг и криптовалюта”.

   Сейсмический переход к виртуальному общению, ускоренный глобальными тенденциями, открыл новые горизонты для спикеров. Помимо качества передачи сообщения, выступающим теперь приходится ориентироваться в тонкостях онлайн презентаций. «Современный спикер должен не только обладать профессиональными навыками выступления, но и уметь работать с технологиями и платформами. Сегодняшние реалии показывают, что если эксперт не владеет использованием онлайн-платформ для проведения вебинаров, опросов или создания майнд-карт и образовательных курсов, то он может просто потерять солидную долю клиентов. Корпоративные заказчики особенно требовательны не только к контенту, но и к его подаче и оформлению. И вариант презентации, »сделанной на коленке« никого не удовлетворит», — считает Диана Гуц, учредитель медиахолдинга «Деловая Россия», автор и спикер курса «Эксперт. Перезагрузка».

Понимание виртуального языка тела, эффективное использование мимики как средства коммуникации в пиксельной среде, поддержание активного присутствия в социальных сетях становятся фундаментом для привлечения аудитории. Виртуальная сцена, которая когда-то была вспомогательной площадкой, теперь стала основной ареной, где выступающие должны проявить себя.

Эмоциональный интеллект как доминанта

К важным тенденциям стоит отнести и возрастающую роль эмоционального интеллекта для эффективных публичных выступлений. Спикеры, обладающие проницательностью, реагируют на эмоциональные нюансы своей аудитории, выходя за рамки простой передачи информации, создают глубокую и длительную связь. Независимо от того, вызывает ли презентация смех, сочувствие или вдохновение, эмоциональный интеллект усиливает воздействие выступления, запечатлевая его в коллективной памяти аудитории. По словам Елены Сокирянской, «спикер нового времени учитывает все аспекты: что говорит, как говорит, какую атмосферу создает, что делает лично. Быть убедительным и понимать других, согласованность во всем — вот ключ к доверию вашей аудитории».

    Будущее спикерства — это не статичная сцена с одиноким оратором, а динамичный, захватывающий опыт, в котором оратор и аудитория участвуют в совместной коллаборации, создавая перформанс. По словам Татьяны Маки, продюсера и модератора, «в наше время зарождаются новые форматы взаимодействия с аудиторией, которые могут удивлять. Тренд на выступления, как шоу приобретает все большую популярность. При этом, заказчики мероприятий становятся все более избирательными, предпочитая спикеров с уникальным контентом или компетенциями в узких сферах, связанных с перспективами и развитием». 

Рынок определяет требования

  По словам Марии Сиротиной, директора АНО «Центр устойчивого развития», члена Совета по устойчивому развитию, КСО и волонтерству Совета по  экономике замкнутого цикла и экологии ТПП РФ, «гибкость рынка публичных выступлений в России еще позволяет быть востребованным лектором и экспертом, выступая на одни и теже темы, реплицируя однотипные и порой чужие примеры. Однако, все чаще проявляется заинтересованность заказчиков не только в донесении красивого и лаконично упакованного текста, но в передаче знаний, конкретных инструментов и алгоритмов. Сопровождая выступление красивой картинкой и шоу, в основе выступления требуется самобытный и содержательный контент. Дискуссионным остается и вопрос критериев отбора спикеров. Очень многое зависит от аудитории и формата мероприятия. Для удержания внимания молодежной публики и создания эффекта шоу, пригласят известного блогера или медийную личность, что даст возможность донести единичный смысловой посыл. Для узкопрофильной аудитории потребуется эксперт, владеющий авторскими методиками, являющийся членом профессиональных сообществ и рабочих групп. Сегодня только заказчик определяет тренд на выбор спикера и информационную наполненность выступления».

Регулирование и экспертиза

   По мнению Дианы Гуц, не менее актуальным ракурсом в развитии спикерства в России стоит отметить тему регулирования отрасли. “На это есть запрос и у профессионального сообщества, и у государства. Мы видим прицельное внимание к “спикерам-блоггерам«, проверку их деятельности. При этом сам конгломерат экспертов заинтересован в наведении порядка. Профессиональные ассоциации и объединения спикеров проводят аттестации и сертификации, тем самым демонстрируя клиентам и заказчикам профессионализм своих членов, подтверждая это документальными знаками качества и гарантиями. На мой взгляд, очень важно, чтобы у спикеров были инструменты обоснования своей экспертности и профессионализма. Кто-то это делает через обучение и предоставляет дипломы, кто-то подтверждает компетенции через сертификацию профессиональных сообществ, кто-то ведет авторские колонки в СМИ, тем самым демонстрируя свою востребованность и мастерство», — считает руководитель медиахолдинга «Деловая Россия».

  Резюмируя ключевые тенденции наступившего года стоит подчеркнуть, что высокая адаптивность к изменениям, наращивание и постоянное подтверждение своего профессионализма и компетенций,  использование технологий и инноваций будут являться основой для успешного развития в динамичной среде публичных выступлений.

Стасия Анисифорова

Новое