Ситуация: мальчик бежал и ударился о скамейку.
Если малыша-дошкольника спросить, кто виноват в том, что он ударился, тот скорее всего скажет: «Скамейка! Она плохая!». Школьник постарше на этот вопрос ответит, что виноват сам мальчик: надо было смотреть, куда бежишь.
Почему в разном возрасте мы по-разному оцениваем, кто виноват в наших проблемах?
В середине прошлого века американский ученый Джулиан Роттер разработал теорию социального научения и ввел понятия фокус внимания и локус контроля. Что они значат?
Фокус (от лат. focus — домашний очаг) — это то, куда вы направляете свое внимание.
Локус (от лат. locus — место локализации) — это то, на что вы опираетесь, откуда вы берете поддержку, опеку и руководство.
Иными словами, фокус внимания — это то, куда направляется энергия; это цель, которая вас интересует, актуальная задача.
А локус
контроля — это то место, где находится ваше «я». Это место, откуда вы
действуете; опора, которая может быть как внешней, так и внутренней.
Очень важно не путать локус и фокус.
Опору нужно нащупать внутри себя, найти устойчивость, взрослость, не обвинять
внешние факторы, не приписывать им свои неудачи. А фокус — ваше любопытство,
интерес к исследованию мира — направлять вовне, на что-то важное и интересное, кроме
скучного эгоизма.
Если фокус и локус наружу, то человека «заносит». Он весь отдается какой-то
идее, теряя связь с миром, как сумасшедший ученый. Если и фокус, и локус направлены внутрь –
получаем нарцисса, занятого только собой и своим эго.
Локус вовне, фокус внутри: ничего во внешнем мире не интересно, а опереться
внутри не на что. Получается вечно недовольный всем нытик, который не умеет
ничего хотеть, но всегда знает, кого в этом обвинить.
Чтобы управлять изменениями, нужно иметь внутренний локус контроля и внешний
фокус. То есть внутреннюю опору и внешний интерес. Чем меньше ваш фокус внутри,
тем больше перед вами открывается возможностей.
Невозможно
иметь хорошие границы, если у вас внешний локус контроля. Ведь как вы можете
говорить «нет» другим, если вы даже не можете сказать «нет» себе, своим
слабостям и нездоровым желаниям.
То есть, личная сила вырастает из нескольких слагаемых. Во-первых, это крепкое
эго, то есть хороший внутренний локус и границы. Плюс не зависящая от других
самооценка, самодисциплина и баланс спонтанность/ планирование.
Самостоятельно добиваться целей и эффективно решать свои проблемы могут люди
без ожиданий от кого-либо, но не потерявшие веру в людей.
А история, рассказанная в начале, — на самом деле не только про детей. И у
взрослых, бывает, во всем виноваты скамейки.