Шутка про то, что «можно вывезти человека из деревни, но нельзя вывезти деревню из человека» имеет под собой глубокий контекст. Мы все, даже в самом центре мегаполиса, носим в себе условные хороводы.
Начнем с концепции убунту. Это не только операционная система, но и заимствование из африканских языков банту. Примерный перевод слова убунту — человечность по отношению к другим, вера во вселенские узы общности, связывающие всё человечество. С префикса u- в языках банту начинаются названия различных доктрин, религий и многих абстрактных понятий (на суахили uhuru — «свобода»).
Десмонд Туту в 1999 году дал следующее определение убунту: «Человек с убунту открыт и доступен для других, принимает их, не видит для себя опасности в том, что другие талантливы и добры, поскольку он твёрдо уверен в себе. Он понимает, что является частью большего целого. И наоборот, человек с убунту угнетён, когда других оскорбляют, унижают или угнетают».
Понятие Убунту лежит в основе глубокой философии, уделяющей особое внимание верности и лояльности в отношениях между людьми. Неудивительно, что у европейцев возникают трудности с переводом этого концепта, — возможно, в связи с «вшитым в мозг» индивидуализмом. С точки зрения спиральной динамики, оранжевая идеология self-made man пытается осознать фиолетовую идею коллективной солидарности. И спотыкается, — ведь здесь оказывается, что она не только фиолетовая, а гораздо больше — возможно, бирюзовая. На новом витке спирального развития желтый – это новый бежевый, а бирюзовый – это новый фиолетовый.
«Убунту» – это человечность в отношении человечества, мысль о том, что «я есть, потому что есть ты».
Эта концепция вызывает особый интерес у западных теоретиков международных отношений, так как именно в ней они видят альтернативу текущему миропорядку.
И здесь нужно вспомнить концепцию «глобальной деревни», которая буквально перевернула понимание общества в 60-70-е годы прошлого века, и со временем становится всё актуальнее.
Маршалл Маклюэн предсказал превращение современного мира в некое глобальное сообщество, Global Village, где пространство мира сужается до уровня деревни — через средства массовых коммуникаций и компьютерные сети.
По мере развития коммуникаций человек получает огромное количество информации и втягивается в проблемы других людей: он вынужден следить за жизнью не только известных личностей, о которых пишут СМИ, но и простых людей в соцсетях. Любой человек может приковать к себе внимание всего мира, рассказывая о том, что он ел на завтрак.
Таким образом, создается впечатление, что все эти люди живут рядом с вами, буквально входят в ваш дом (а вы — в их). Прямо как в деревне, где все знают каждого и в курсе всех местных событий. Вся наша планета теперь, по словам Маклюэна, превратилась в глобальную деревню.
Развитие культуры неизбежно связано с развитием коммуникаций. Остановить процесс невозможно.
Каждый раз появление нового способа коммуникации меняет мир и поднимает культуру на новый уровень. Почтовые голуби, телеграф, газеты, радио, телевидение, интернет – каждый раз структурируют новую реальность. При этом меняя мировоззрение, стиль мышления и принципы социальной организации.
Кстати, Маклюэн умер ещё до появления персональных компьютеров, в 1980 году. А символ операционной системы Убунту – это хоровод.
Ольга Зродникова