Чермен Дзотов
Сегодня гость «Экспертного обозрения» — Чермен Дзотов, основатель клуба предпринимателей «BIZTUZ» и агентства по продвижению экспертов в СМИ «Найдем Эксперта»
ЭО: Добрый день! Чермен, какими проектами занимались последний год, что удалось сделать?
Ч.Д. Год прошел хорошо и насыщенно. Наш бизнес-клуб проводит 55 мероприятий в году. Каждый четверг проходят встречи нашего клуба. Постоянный режим созидания, объединения и продвижения людей, нетворкинга. Зимой мы объединили предпринимателей из нескольких стран в Азии, Панган, Сингапур. Я проводил встречи русских предпринимателей, приходили и иностранцы, знакомил их, устроил нетворкинг.
В этом году мы запустили в нашем клубе конференции в формате TED-X. Наши спикеры учатся выступать и выступают, рассказывают свои истории. Провели 3 конференции, одну на Бали и две в Москве. Сейчас полным ходом идет подготовка форума по личному бренду 19 декабря в Москве, где мы соберем всех известных, именитых экспертов. Личный бренд – актуальный тренд, этим занимаются все от домохозяек до банкиров.
ЭО: Про личный бренд мы слышим из каждого блога и СМИ. Насколько это оправданно, действительно ли каждому нужно иметь свой бренд?
Ч.Д. Нужно ли каждому быть предпринимателем? Нет не нужно! Нужно ли каждому быть наемным сотрудником? Нет не нужно! У каждого человека свой путь и я против того чтобы всех грести под одну гребенку. Всем людям нужно поесть, поспать и то я в этом не совсем уверен, встречая разных людей, которые питаются от солнца …
Личный бренд это история для тех людей которым есть что дать этому миру, этой вселенной, есть чем поделиться! Это про тех кто созрел отдавать что-либо ценное. К сожалению, это не всегда так. Многие люди, которые не имеют никакой «начинки», продукта и самое главное, не готовы отдавать начинают заниматься личным брендом и активно продвигать себя, свое имя. Вещают из всех «утюгов», хотя внутри пустота …
Э.О. Таким образом они вещают пустоту …
Ч.Д. Да, вещать пустоту, отрывочную информацию, услышанную у других авторов. Этот путь проходят, у некоторых потом появляется твердый продукт. Первый вопрос с которого стоит начать — что я готов дать людям и какую пользу могу принести ? В чем моя уникальная ценность ? Пока человек не поймет кто он, то заниматься личным брендом можно, что бы получить опыт, а не для того чтобы быстро «срубить бабла» раз это сейчас модно, стильно, круто. Я против этого.
Э.О. Однако, сейчас все об этом говорят и рекомендуют …
Ч.Д. Да, экспертов по личному бренду становится с каждым все больше и больше … Лично я прокачал в себе принятие и отношусь к этому спокойно-безоценочно, и могу поделиться информацией.
Э.О. Пусть расцветают тысячи цветов …
Ч.Д. Когда мы роем колодец сначала нужно выкопать много грязи и вычерпать грязной воды. Так устроено. Каждый человек строит свой колодец и ему нужно вычерпать много земли и грязи. Если все это преодолеть, то дойдет до артезианской воды. Главное, знать зачем ты это делаешь. Иначе, некоторые могут рыть всю жизнь, перекопать дальше соседский огород и чужой колодец.
Э.О. Чермен, первым вы отметили отправную точку — осознанность. При ее наличии всем ли доступно сделать свой бренд и вынести его в мир?
Ч.Д. Так скажу, чем дальше — тем доступнее Вспомним советское время, что нужно было, чтобы стать известным? Чтобы стать известным на всю страну, сформировать бренд нужно попасть на телевидение. Тогда это был единственный инструмент. А сейчас уже один из нескольких.
Только появления в телевизоре уже недостаточно. Настолько высока конкуренция площадок, которые создают контент, что даже попадание в телевизор не гарантирует узнаваемость. Да этого позволит поднять известность, но не факт что вы станете звездой и вас будут узнавать на улице. Если раньше было несколько каналов, то теперь несколько сотен борются за наше внимание, «на тарелке» более 300 каналов. ТВ не единственный способ стать известным, на первое место вышли социальные сети. Последние 5-6 лет бум соцсетей. Каждый из читателя и зрителя превратился в транслятора, каждый начал вести свою программу, свой канал, завел свой «голубой экран».
Не обязательно попадать на телевидение. Достаточно талантливо написать и записать в студии песню. Выложить в Ю-туб и «прокачать по рекламе» до 1 млн. просмотров, а дальше пойдет органический рост. Т.е. реклама нужна, если вы хотите ускорится и быстрее достичь результата. Но если у вас нет бюджета, то все равно у Вас есть шанс создать свой узнаваемый бренд! И я тому пример. Начал заниматься в 2013 году.
Но если у вас нет бюджета, то все равно у Вас есть шанс создать свой узнаваемый бренд!
Э.О. Это обнадеживающая история, что можно без бюджета и есть такой путь. Но видимо, по нему не все смогут пройти …
Ч.Д. Многие хотят быть стройными, но все готовы пахать в спортзале… А хотят многие. Хотя не все. У меня были клиенты, которые говорили – «Мне не нужна узнаваемость. Я хочу просто больше зарабатывать.» Но это путь, не через мое агентство, Мы помогаем зарабатывать больше через узнаваемость.
В академии личного бренда, я говорю ученикам – «Если Вы не готовы тратить минимум час в день на свой бренд, то лучше не начинать». Это как гигиена — утром зубы почистить. В 9.00 утра я написал, пост и в 11.0 провел он-лайн эфир, так инвестировал сегодня свой час. Это инвестиция окупится. Появились новые подписчики, лиды, звонки о сотрудничестве.
Э.О. Это момент истины- главное регулярность. Одни поймут на, что должны пойти, какие усилия потратить, что бы развивать свой бренд. А другие поймут почему не надо с этим связываться. И каждый ли может себе позволить? Не просто комментировать чужие мысли, а написать свои и делать это регулярно.
Ч.Д. Людям не столько интересно постить и лайкать истории, которые путешествуют по интернету. Они на вас подписаны, им интересен ваш личный опыт, ваше мнение по ситуации. Но большинство людей не готовы делиться, тем что у них внутри. Препятствуют страхи: «не получится», «меня не так поймут» и желание быть хорошим для всех. Это как раз кандалы, зависимость от общественного мнения
Я все это прошел, путь освобождения, через боль и страдания, и теперь могу написать, то что думаю. Это высшая степень свободы.
Э.О. Мы начали от осознания, шли к бренду и опять вернулись к самоидентичности – сказать, то думаешь и неважно сколько людей после того «расфрендятся» виртуально или реально. Но это идет в разрез с тем, что отметили раньше — высокая конкуренция разных каналов и зависимость от ретрансляторов. А значит нужно нести не «умное и вечное», а что то «хайповое», что бы ретрансляторы продвигали.. Как тут быть ?
Ч.Д. У любого музыканта возникает дилемма что петь — то что будет набирать лайки и комментироваться или то что тебе близко на само деле ? Скажу честно я им не завидую. Многие делают больше первое, понятно что все хотят известности и высокие гонорары. Есть и такие певцы, актеры, которые научились совмещать. Они играют в массовых фильмах для того чтобы их знали и хорошо платили, но при этом по радости играют в том спектакле, которой им душевно близок и раскрывает по другому.
Как это делаю я, вчера написал пост про маркетинг. Рассказал через историю и людям стало понятно, что такое маркетинг. Не сложным языком « … про искусство привлечения и удержания клиентов ..» -языком Котлера, а простым языком.
Экспертам нужно развиваться и учиться как разговаривать на человеческом языке. Писать, рассказывать истории, делать это в увлекательной интересной форме. Вы можете оставить свой сложный язык для специализированных изданий, для своей диссертации. Если вы хотите работать со своими клиентами, то должны разговаривать на их языке. Говори на простом языке и давай ценность, контент.
На телевидение многих экспертов вырезают только по тому что они говорят слишком сложно.
Э.О. ВЫ обозначили еще одну развилку. Мы все, как эксперты привыкли говорить на языке Котлера, Минцберга, физики, математики, м.б. на языке менеджмента. А с клиентами нужно говорить на языке пользы/выгоды, тогда будет понятно и интересно. Как например написать статью на китайском языке .. хотя на русском прекрасно знаешь тему. Как преодолевать пропасть м.д. языками эксперта и клиента ?
Ч.Д. Это зона роста каждого эксперта. Если не умеет общаться на языке клиента , то значит не совсем понимает как все устроено, произошел сильный перекос в сторону продукта и забыл как продавать. И 90% экспертов не умеют себя продавать. Только 10% умеют это делать и зарабатывают в 5 раз больше чем все остальные 90%
Э.О. Но существует перекос и в другую сторону. Когда люди научились себя продавать, то зачем еще работать экспертом? Да и как это сделать, если в году 150-200 выступлений-концертов? Этакий бизнес-стендап …
Ч.Д. Это шоу-мены, люди которые просто умеет заполнять пустоту, которые умеют так классно рассказывать про пустоту. Это тоже талант и им платят за выступления. Должен быть и продукт, и продвижение. Это два крыла одного самолета. Эксперт это самолет он не сможет взлететь с одним крылом.
Когда я создавал сервис подбора юристов мы столкнулись с проблемой, что много клиентов не доходят до юристов. Платили кучу денег за рекламу, чтобы люди и юристы находили друг друга, а люди пропадали … Самый популярный ответ, почему так? Мы ничего не нашли о нем (юристе) в интернете.
Э.О. Есть риск, что эксперта, который будет активно продвигаться в интернете, буду воспринимать как инфо-бизнес или концертирующего спикера
Ч.Д. Меня тоже иногда воспринимают как инфо-бизнес, хотя плата за обучение составляет не более 5% от моих доходов, и я занимаюсь этим независимо от доходности.
Как бы я сделал. Первое показывал кейсы своих реальных клиентов. Рассказывал бы не о себе, а своих клиентах, через них раскрывал себя. Второе, донести до аудитории как Вы работаете. Показать реальный процесс. Одно дело рассказывать как строить дома. Другое дело показать само строительство.
Если проводить только вебинары и эфиры, то может сложиться впечатление что Вы просто учите …
Э.О. Есть ряд экспертов, которые занимаются закрытыми, чувствительными вопросами. Например, продажа бизнеса или кризис менеджмент. В последнем случае вряд ли будет рассказывать о том, как он работает с кризисным предприятием. Поскольку упоминание вместе 3 слов: фамилия собственника, название компании и слова кризис – приведет в шок и трепет. Как быть в таком случае?
Такие профессии существуют. Пусть их будет 10%. Закрывать черным название клиента. У меня много клиентов адвокатов, и я им рекомендую делать именно так показывать судебные решения, истории без указания клиентов и реквизитов.
Э.О. Чермен, что бы Вы пожелали людям, которые осознали себя, объем труда и все таки решили заниматься развитием личного бренда?
Ч.Д. Найти для себя пример, даже в других направлениях. Людей кем восхищаетесь, чей маркетинг, продвижение вам нравится. Учитесь у сильных людей.
Подготовил Сергей Елисеев, редактор.